среда, 11 марта 2015 г.

На перепутье дорог

Как не сбиться с пути в сложном инновационном пространстве? Есть одно действенное решение. Надо создать дорожную карту и следовать точно к намеченной цели. Вот методика разработки карты:
1. Изучаем предмет картирования. В нашем случае это стандарты. Где их найти? На сайте Санкт-Петебургского университета им. Герцена
2. Начинаем проектирование с изучения ресурсов, необходимых для реализации стандартов и стажировки. Какие ресурсы особенно важны? Нормативно- правовой, финансовый, организационный, информационный, кадровый, материально- технический. Провели аудит?
3. Читаем Техническое Задание . Раскладываем техническое задание по ресурсам. Определяем сроки и ответственных.
4. Отправляем дорожную карту своему куратору или проректору, курирующему ФГОС Кузнецовой Жанне Борисовне на электронный адрес kuznetsovajb@ippk.ru
Удачи всем участникам апробации!

вторник, 10 марта 2015 г.

Стажировки - это круто

Уважаемые коллеги!
Закончен первый год апробации стандарта специального коррекционного образования. Целью первого этапа, как Вы помните, была экспертиза документов, регламентирующих деятельность всех участников образовательных отношений в условиях реализации стандарта, которые размещены здесь. В самом начале апробации мы сделали очень высокую ставку на наши коррекционные образовательные организации как главный интеллектуальный ресурс, способный осуществлять инновационную экспертную работу.  На августовском совещании уже отмечалось, что ведущие эксперты специального коррекционного образования, в числе которых была и Ваша образовательная организация провели целый ряд экспертиз и написали экспертные заключения. Однако тогда же были выявлены существенные риски: первый из них - порождение и распространение мифов о недостаточной проработанности стандартов. Уже неоднократно говорилось, мифы и сопротивление инновациям происходит из-за поверхностного "диагонального" прочтения документов, отсутствия обсуждений и разработки единого понятийного пространства. Любая инновация требует перевода текстов с " русского на русский". А профессионализм при этом заключается в умении видеть и находить новые аспекты, в казалось бы, известном. Это педагогическая компетентность называется идентификация нового.
Сегодня Вы переходите на новый этап апробации. Ваша задача не только спроектировать АООП, но и  стать стажировочной площадкой для педагогов начальной общеобразовательной школы. Это требование времени и стандартов как ФГОС ОВЗ так и ФгОС НОО. Педагоги общеобразовательных школ освоили ряд профессиональных умений, например, разработка рабочих программ по предметам и модулям, многие освоили новые современные технологии и техники в системно- деятельностной парадигме, но они не знают особенностей детей с нарушениями интеллектуальной сферу, и как следствие, затрудняются, а иногда и вообще не могут организовать учебный и внеучебный процессы с такими детьми. К сентябрю 2016 года все педагоги начальной школы должны освоить технологии достижения образовательных результатов детей с умственной отсталостью и задержкой психического развития. Решить эту сложную задачу можно, используя Ваш ресурс. Что это дает Вашей школе? Весь педагогический коллектив повысит свое проф мастерство. Проверено на пилотных школах по введению ФГОС НОО. Но есть серьезная опасность- искажение информации. Поэтому считаем нужным обратить внимание на некоторые важные организационно-содержательные требования.
1. Безусловным обязательным условием реализации стандарта является его изучение. Не прочтение, а именно изучение!
2. Вторым безусловным и обязательным условием становится экспертиза АООП http://fgos-ovz.herzen.spb.ru
3. Изучите очень внимательно результаты стандартов. Используйте интеллектуальные карты Тони Бьюзена. Информация о картах можно найти на сайтах. Только разобравшись с образовательным результатами, станет ясно какие дополнительные программы, необходимы школьникам для достижения результатов, связанных с расширением  и развитием жизненных компетенций, а именно развитием представлений природных и социальных компонентов окружающего мира, коммуникативных умений для установления и поддержания социальных связей.
4. Требуют особого педагогического внимания обновленное содержание образования для детей с умеренной, тяжелой формой интеллектуальных нарушений. Необходимо тщательно изучить содержание курсов "Речь и альтернативная коммуникация", " Человек"
5. В стандарте делается акцент на удовлетворении специальных образовательных потребностей п. 1.7., речь идет об дифференциации, индивидуализации образовательного процесса, ориентации на разновозрастные группы. Педагогам необходимо демонстрация педагогических техник дифференциации и индивидуализации.
6. П1.10. Стандарта определяет деятельностный и дифференцированный подходы в образовании как ведущие. А целью и результатом образования - общекультурное и личностное развитие обучающихся. Таким образом, ключевой задачей корпоративного обучения становится освоение новых образовательных коммуникативных технологий, технологий сотрудничества, ИКТ, деятельностных технологий и технологий тьюторства, как ведущей в дифференцированном подходе. Но кроме того нужно разработать практикумы, которые позволят педагогам "массовой школы" освоить те же технологии, что были изучены на корпоративах: метод базальной стимуляции – А. Фрёлих (Basale Stimulation); методики альтернативной (поддерживающей) коммуникации; элементы проектного подхода в обучении; элементы двигательной терапии и программы MOVE – развитие двигательных возможностей через обучение (Mobility Opportunities viaEducation); программы TEACCH – лечение и обучение детей с аутизмом и другими сходными нарушениями коммуникации – Э. Шоплер, Г. Мессибов (Treatment and Education of Autistic and Communication related handicapped Children); программы ABA – прикладного поведенческого анализа (Applied Behavior Analyses), эмоционально-уровнего подхода – В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С. Никольская, игрокоррекции – Л.Б. Баряева и др.)
7. Обращаем Ваше внимание, что пункт 2.2 стандарта прямо говорит о том, что АООП разрабатывается образовательной организацией самостоятельно. При этом проект примерной АООП можно использовать как методические рекомендации. П. 2.3 конкретизирует количество АООП в образовательной организации, а также устанавливает необходимость разработки СИПР (специальной индивидуальной программы развития) для детей с умеренной и тяжелой формами интеллектуальных нарушений.
 8. Особо отмечаем,  что соотношение частей  программы формируемой участниками образовательных отношений составляет 70%/30% в варианте С и 60/40% в варианте Д. Таким образом школа широкие возможности в разработке содержания образования, ориентированного на каждого уче

понедельник, 6 октября 2014 г.

Разрабатываем внеурочную деятельность

Коррекционно-развивающие курсы::
Для всех: Программа по развитию коммуникативных навыков "Мир вокруг нас" 1 класс;
Сказкотерапия В гостях у сказки (Дж.Родари)
Игра и игротерапия для формированию регулятивных УУД
Дети слабослыщащие:
-  Особый режим дня
- программа по координации движений и ориентации в пространстве "Игры коренных народов Приамурья";
 - Ритмика
- Спортивные секции
 

вторник, 30 сентября 2014 г.

Готовимся к мониторингу.

Уважаемые коллеги, напоминаю Вам , что с 6 по 15 октября все ФП участвуют в мониторинге эффективности деятельности площадок. Руководителям площадок необходимо собрать пакет документов. Перечень документов:
1.                Отчет и заверенная директором копия о кассовых поступлениях в бюджет субъекта Российской Федерации доходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации (указаны в Соглашении) или иной документ, подтверждающий поступление субсидии, в соответствии с порядком, установленным в регионе (платежное поручение и др.).
2.                Приказ об организации работы пилотной площадки в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы. Распоряжение Министерства образования и науки
3.                Комплект документации, регламентирующий деятельность пилотной площадки, утвержденный нормативными актами ОУО субъекта Российской Федерации:
‑ положение о пилотной площадке, действующей в субъекте Российской Федерации в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;
‑ «Дорожная карта» - сетевой график выполнения работ в целях организации деятельности пилотных площадок (с учетом мероприятий федерального уровня) на 2014-2015 гг.;
‑ штатная структура пилотной площадки и функциональные обязанности сотрудников;
‑ перечень  оборудования, планируемого к приобретению за счет средств федерального и регионального бюджета, его краткие характеристики и обоснование необходимости, примерная стоимость и сроки поставки.
4.                документация, подтверждающая выделение и расходование средств субсидий и средств регионального бюджета (сметы, договора гражданско-правового характера, уведомления о доведении лимитов бюджетных обязательств, расходные расписания, платежные поручения и др.).
5.                Сведения о выполнении функции по информированию широкой общественности о результатах пилотной площадки: вырезки из СМИ, скриншот страницы сайта «Апробация ФГОС», ссылки на эфир передач
6.                Отчетная документация по выполнению обязательств в рамках Соглашений:
·                   ежеквартальная отчетность о деятельности пилотной площадки в субъекте Российской Федерации (ВЫ ЗАПОЛНЯЕТЕ ТОЛЬКО ФОРМУ 5) ; Обобщенный отчет за 1 квартал. Обобщенный отчет за 2 квартал
·                   бюджетная отчетность (отчетность об исполнении сводной бюджетной росписи, бюджета);
·                   отчетная документация об исполнении обязательств по контрактам (договорам), выполненным в рамках Соглашений (акты о приемке результатов выполненных работ (поставленного оборудования), списки лиц, прошедших повышение квалификации или переподготовку и пр.); Если ремонт: фотографии отремонтированных помещений;
·                     иная документация, подтверждающая выполнение обязательств в рамках Соглашений (в том числе разработанные рабочие тетради, тексты лекций, презентации диагностического инструментария, методические рекомендаций и пр.).
7.                Реализуемые основные образовательные программы начального общего образования на основе СФГОС

понедельник, 15 сентября 2014 г.

Экспертно-позиционный семинар

С 15 по 17 сентября на базе региональных пилотных площадок проходили экспертно-позиционные семинары. Подробнее с материалами работы площадок смотрите на сайте ХК ИРО 

воскресенье, 14 сентября 2014 г.

Приглашение к участию

Уважаемые коллеги! С 15 по 17 сентября в Хабаровском краевом институте развития образования состоится краевой семинар - погружение для педагогов, которых интересуют проблемы введения стандартов для детей с ОВЗ.
В семинаре примут участие:
  • Морозов Сергей Алексеевич, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник ФГАУ «ФИРО», доцент кафедры специальной психологии и коррекционной педагогики Московского института открытого образования,
  • Морозова Татьяна Ивановна, заместитель руководителя Общественной организации родителей детей с аутизмом «Добро» г. Москва, 
  • Блинов Леонид Викторович, первый проректор Дальневосточной гуманитарной академии, д.п.н. г. Хабаровск, 
  • Блинова Любовь Николаевна, декан факультета коррекционной педагогики Дальневосточной гуманитарной академии, к.п.н, доцент г. Хабаровск.
Все материалы для корпоративного обучения расположены на сайте ХК ИРО. Читайте, обсуждайте проводите модельные семинары. 

вторник, 9 сентября 2014 г.

Нормативно-правовое обеспечение апробации

Уважаемые коллеги! Обратите, пожалуйста, внимание на страницы блога справа. Особое внимание для подготовки к мониторинговым мероприятиям обращаем на страницу "Нормативно правовое обеспечение. Проверьте все ли нормативно-правовые акты у Вас в порядке? Есть ли страница нв Вашем сайте, где Вы размещаете результаты апробации. Если нет Ваших экспертных материалов в сети, то их значит нет нигде. Тогда задайте себе вопрос: "А мы участвовали в апробации?"